Авиакатастрофе в центре Великого Новгорода 45 лет. Вспоминаем, как это было

22.10.2020 13:48 9583 История Транспорт
Авиакатастрофе в центре Великого Новгорода 45 лет. Вспоминаем, как это было

22 октября 1975 года на проспекте Карла Маркса (ныне — Воскресенский бульвар) в центре Новгорода самолет врезался в жилой дом. Авиакатастрофа унесла жизни 11 человек и была долгое время засекречена. Первый развернутый рассказ появился в новгородских СМИ лишь в 1998 году в газете «Новгородские ведомости». «Новгород Лайф» рассказывает подробности катастрофы.

Самолет Як-40 с бортовым номером 87458 летел из Сыктывкара в Ригу. Из-за плохой погоды он сел в аэропорту Смольное в Ленинграде. 17 из 19 пассажиров сошли с рейса, чтобы добраться до Риги или Новгорода другим путем, поэтому к моменту крушения в Новгороде, где была запланирована следующая посадка, в самолете оставалось два пассажира и четыре члена экипажа.

В то время в Новгороде активно эксплуатировался аэропорт около Юрьевского шоссе, и самолеты снижались прямо над центром города. Диспетчер воздушной гавани передал, что ожидается солнечная погода, хотя в этот день в городе и на подъездах к нему была аномально теплая погода и сильнейший туман, больше характерный для моря.

— Я училась в институте и сдавала экзамены в Ленинграде. Машины своей у меня не было, меня возил папа. Мы возвращались домой, и в районе Чудова образовалась огромная пробка. Нас не пропускали часа три, в город движения не было. Где-то до девяти часов вечера мы были в Чудове. Там тоже был белый густой туман. На расстоянии десяти метров было не видно ничего, — рассказывала Таисия Леонова, учитель географии, ныне пенсионерка.

За пять с половиной километров стрелка радиокомпаса отклонилась. Экипаж посчитал, что она указала на радиомаяк. Самолет на подлете к Новгороду совершил над городом лишний круг, на высоте 20 метров снес крышу здания типографии по четной стороне проспекта Карла Маркса, задев ее шасси и правым крылом. В 16:53 борт врезался в жилой дом по нечетной стороне.

bYRE3CgP4Qk.jpg

Здание типографии сегодня

В авиакатастрофе погибло 11 человек: шестеро на борту и пятеро жителей дома. Четверо из них скончались сразу, еще одна женщина умерла в больнице спустя три дня. Другие жители бывшие в то время дома в квартирах с окнами на проспект, получили ожоги. Если бы не незапланированная посадка в Ленинграде, где самолет покинуло большинство пассажиров, и конец рабочего дня, жертв могло бы быть намного больше.

ZRSq6kjrhAs.jpg

Воскресенский бульвар сегодня

Причины

Позже комиссия по расследованию причин крушения сделает вывод, что самолет отклонился от курса на 340 метров. В густом тумане пилоты действовали фактически наощупь. Вероятнее всего, они увидели огни Псковской улицы и спутали их с взлетно-посадочной полосой.

Еще за 12 минут до крушения диспетчер передавал экипажу сведения о ясной погоде. Этот прогноз был сделан около 16:00 и к моменту его передачу устарел — туман на город опустился стремительно и покрыл значительную территорию вокруг него. Впоследствии очевидцы видели туман даже около города Чудово.

Расследование возложило ответственность за крушение сразу на нескольких человек. По их мнению, экипаж начал преждевременное снижение в неудовлетворительных погодных условиях. Руководитель полетами снял наблюдателя с радиомаяка, из-за чего ухудшение погоды не фиксировалось. Диспетчер не связывался с метеорологом, которому не было известно о прибытии самолета, а метеоролог, в свою очередь не передал актуальный прогноз.

Реакция

Первыми о крушении сообщили западные радиостанции, которых слушали и новгородцы. Многие уже знали о падении самолета, так как были очевидцами или слышали рассказы друзей.

— Вечером, часов в девять, передали первое сообщение на «Голосе Америки». Наши СМИ при этом молчали. На следующий день у нас на заводе все стояли в цеху и обсуждали катастрофу, пока не получили нагоняй от начальства, — рассказывает местный житель Николай Сабельский.

Около места крушения собрались люди, потом приехали пожарные, военные, сотрудники КГБ и прокуратуры, выставили оцепление. Позже здание закрыли от посторонних глаз. Во время празднования годовщины Октябрьской революции 7 ноября оно уже было затянуто тканью. Официальный Новгород поспешил на ближайшие лет 20 забыть о крушении.

Последствия

После крушения, в 1976 году, руководством гражданской авиации было принято решение рассмотреть альтернативные места для нового гражданского аэропорта. Выбор пал на военный аэродром в Кречевицах, где планировалось совместное базирование.

Развернувшееся там строительство не было завершено. Оно остановлено в 1987 году из-за отсутствия финансирования. В начале XXI века о Кречевицах снова вспомнили и удлинили взлетно-посадочную полосу на полкилометра.

Полуразрушенный дом на Карла Маркса восстановили и переделали в административное здание. Теперь там находятся кабинеты министерства ЖКХ региона.

B0r0zQJg528.jpg

Карла Маркса (Воскресенский бульвар), 3 сегодня

В 2015 году территорию Кречевиц покинули военные и передали ее Новгородской области. После них осталась внушительной длины взлетно-посадочная полоса и заброшенный диспетчерский пункт.

Аэродром на Юрьевском шоссе принял последний коммерческий рейс в 1997 году. Последний самолет с него взлетел в 2006 году. После этого территорию использовали как площадку для фестивалей байкеров и автолюбителей, затем отдали ее под строительство 3—4—этажных домов Аркажской слободы (продолжается до сих пор с переменным успехом — пока заселены только четыре дома).

Среди интересующихся авиацией новгородцев появилась шутка: каждый новый губернатор обещает построить аэропорт. Андрей Никитин — не исключение, о Кречевицах он заговорил еще в 2017 году. Осенью 2020 года стало известно, что в любой момент может быть объявлен аукцион на проект гражданского аэропорта, но для этого территорию нужно сначала передать Росавиации.

За время отсутствия авиасообщения новгородцы научились пользоваться ближайшими аэропортами в других городах. Самый простой способ — улететь из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге, куда маршрутки довозят из Великого Новгорода почти в любое время суток за 3—3,5 часа. У экономных и неторопливых путешественников также пользуются популярностью воздушные гавани Москвы, Риги, Вильнюса и Хельсинки.

Фото: Владимир Кузьмин, Алексей Сабельский, архивное фото: pastvu.com