Новгородцы не оценили дизайн-код для уличных ларьков

02.08.2021 10:55 25508 Урбанистика Торговля
Новгородцы не оценили дизайн-код для уличных ларьков

На минувшей неделе одной из главных тем для обсуждения стал городской дизайн-код. О том, что скоро нестационарные торговые объекты в Великом Новгороде приведут к единообразию, писали на протяжении 2020 года. И вот горожане наконец увидели дизайн-код в действии. Предприниматель на проспекте Мира визуально оформил павильон в соответствии с новыми требованиями. Об этом сообщила администрация города на своём сайте.

ларёк.jpg

Новость подхватили СМИ и соцсети, а дальше новгородцы стали выражать своё мнение. Большинство комментариев были негативными. Многие отмечали мрачность цветовой гаммы, дешевизну материала, примитивность и унификацию формы. Приводим некоторые развёрнутые мнения горожан:

– Сама идея с дизайн-кодом хорошая, но язык не поворачивается назвать это «дизайном», просто отвратительно, – пишет Ольга Батина. – Правильно жители называли – это гробы. Зачем выкрашивать ларьки в темно-серый или чёрный цвет? Можно же выбрать красивый оттенок коричневого, к примеру. В общем, ужасная работа для галочки, которая изуродует наш город.

– Абсолютно все эти ларьки, изготовленные из самых дешевых материалов, будут выглядеть и выглядят убого, – считает Галина Петрова. – Мне не совсем ясно, что вкладывается у нас в понятие «дизайн-код». Только нестационарные объекты? Такой документ должен содержать понятные критерии облика города в целом. Вывески, указатели, ларьки. Причем в коде должна читаться идея, посыл, какое восприятие города должно сложиться. Дизайн-код принимается для того, чтобы улучшить среду для горожан. Тут вообще непонятно, что улучшено, и для чего эти объекты такого вида в городе с богатой историей. Сочетание дерева с современными материалами в гармоничных цветах было бы куда понятнее и приятнее. А так, восприятие какой-то контейнерной свалки.

Администрация Великого Новгорода на критику среагировала. Чиновники отметили, что нестационарные объекты торговли, вывески и летние кафе будут обязаны соответствовать дизайн-коду с 1 января 2024 года. Сейчас это только рекомендация. Пока что городской думой утверждены только общие требования дизайн-кода. Дальше будут прорабатывать детали.

– Сейчас разрабатывается проектная документация по каждому типу нестационарных торговых объектов, которая будет включать в себя более детальную проработку конструктивных и архитектурных решений, – заявили в мэрии.

Дизайн-код – это свод правил и рекомендаций для формирования стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. До 2024 года в Великом Новгороде планируется привести к единому стилю вывески, объекты нестационарной торговли, летние кафе. Для этого была создана рабочая группа, в которой представители администрации города и предприниматели прорабатывали вопрос внедрения дизайн-кода.

Решение утвердить в Великом Новгороде дизайн-код было принято после форума «Среда для жизни» в сентябре 2019 года, где участники вынесли соответствующее предложение. Рекомендации по оформлению дизайн-кода для города разработали ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Ещё на этапе обсуждения их предложения критиковали предприниматели и новгородцы. Они указывали, что решения, которые компании предлагают для Новгорода, также готовились для Иваново и Калининграда. Получается, отмечали жители, проектировщики не учитывают историю города – и их решения одинаковы для всех, что убивает уникальность местности.

В администрации же соглашались с тем, что 95% работающих сейчас ларьков не будут соответствовать дизайн-коду в изначальном варианте, который предлагали ДОМ.РФ и «Стрелка». Потому что их вариант «убил» бы визуальное оформление точек «Старорусской мельницы», «Лактиса», «Новгородхлеба» и «Кофемолки». При этом замена сети ларьков может обойтись компаниям в миллионы рублей. Один «правильный», соответствующий дизайн-коду ларёк, по подсчётам предпринимателей, стоит 300 тысяч. Это без оборудования. А с ним – 500 тысяч.

Чиновники уверяли, что доработают детали дизайн-кода, чтобы не подставить под серьёзный удар новгородский бизнес. Сейчас мэрия заявляет, что требования к предпринимателям будут дорабатываться. Что мы увидим в 2024 году? Пока непонятно.